
Делать обобщения о национальном менталитете рискованно, особенно в эпоху политической корректности. В то же время, исследователи России уже давно ломают головы над этой проблемой. Один из самых выдающихся среди них — бывший сотрудник МИД США Реймонд Ф. Смит, автор классики времен Холодной войны Negotiating with the Soviets.
Смит пояснил, что внедрение догм марксизма-ленинизма в феодальное мышление царских времен создало иные схемы мышления. Во-первых, представители Советского Союза не верили во взаимовыгодные переговоры (поскольку редко с таким сталкивались). Во-вторых, вранье является важной частью публичной жизни и бизнеса. В-третьих, и это главное, правила являются всего лишь способом помешать соперникам и противникам и подчинить их.
Это означает свободу публично или открыто - в зависимости от ситуации - нарушать по своему усмотрению чужие правила. Мораль здесь ни при чем. Вводя собственные правила, следует, наоборот, составлять их в свою пользу и жестко следить за их исполнением. Их можно приукрасить элементами процедур решения независимых споров и прочих подходящих процессов. Это ложь: их нет смысла принимать всерьез.
Таким был советский подход. За границей проповедовался антиимпериализм, пока в империи безжалостно подавлялось инакомыслие. Законы и конституция Советского Союза в теории гарантировали на родине свободу и справедливость, но на практике советская правовая система вбивала в народ послушание. Диссидентов наказывали за политические преступления или «тунеядство» (за отсутствие на работе) или отправляли в психиатрические больницы, где их ожидало зомбирование при помощи сильнодействующих препаратов.
Строго говоря, все это происходило в соответствии с законом. На самом же деле решения вместо судей и врачей принимало их политическое начальство, которое, как правило, передавало указания по телефону. Нет документов, нет проблемы.
Идеологическая надстройка изменилась: сейчас никто в России не изучает головокружительную и ранее являвшуюся обязательной псевдофилософию, диалектический материализм. Но старые привычки сохранились. Российские власти, как и их советские предшественники, верят, что в мире идет борьба за существование, которую в своих коммерческих и геополитических интересах ведут преимущественно США.
Слова об основанном на правилах многостороннем международном порядке, международных правах человека или правлении избранного народом правительства с помощью народа - вранье. Главное - власть. США тиранизировали Кубу. Россия может так же поступать с Украиной.
Этот образ мышления распространяется не только на геополитику. Россияне искренне верят, что западные спортсмены также действуют нечестно. Просто они не попадаются благодаря своей хитрости или избирательному соблюдению правил. Допинговый скандал - это всего лишь очередная санкция Запада, введенная против России за войну в Украине.
Эта картина мира может быть искаженной, но она не является полностью фантастической. Работавшие в лондонском Сити или на Уолл-стрит россияне с понятным цинизмом относятся к работе международных финансовых рынков. Почему нормально отмывать деньги экспортирующих джихад саудовских принцев или африканских клептократов, но не кремлевских товарищей?
Если Запад хочет, чтобы Россия следовала нашим правилам, мы для начала должны сами лучше их соблюдать. Это может не изменить Кремль, но обязательно укрепит наш хребет.
Эдвард Лукас