Почему у Грузии получилось

Основные реформы в Грузии c 2004 года по 2011 год

Президент Украины Петр Порошенко назначил бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили губернатора Одесской области, что вызвало бурную отрицательную реакции российской власти. Это и понятно. Грузия и её президент Саакашвилли давние враги путинского режима, а также нежелательный, положительный пример того, как нужно проводить реформы в стране и бороться с преступностью и коррупцией. Грузия показала, что реформы в одной из бывших республик СССР, возможны и они дают поразительные результаты.
Российский экономист, сотрудника Института экономического анализа Лариса Буракова, которая не раз была в этой стране и встречалась с авторами реформ и их оппонентами. На основе результатов двухлетнего наблюдения и анализа результатов экономических реформ правительства Михаила Саакашвили, она написала книгу под названием «Почему у Грузии получилось».
Электронную версию книги можно купить в магазине Google play.
На странице в «Живом журнале» Лариса Буракова разместила интересный пост, в котором она перечислила основные пункты проведенных реформ в Грузии c 2004 года по 2011 год.

Антикоррупционная реформа:
Системные антикоррупционные меры являются неотъемлемыми частями всех проводимых реформ.
Два главных подхода:
• Карательный.
• Превентивный.
Результатом проведенных реформ стала значительное уменьшение коррупции: по данным Международной Финансовой Корпорации лишь 2% населения Грузии давали взятки либо слышали от кого-то о даче или получении взятки.

Реформа правоохранительной структуры
Объединение МВД и МГБ – ликвидация функционального параллелизма и рационализация бюджетных расходов.
Процесс интенсивного реформирования и оптимизации:
• Улучшение материально‐технической базы.
• Новые автомобили и инвентарь.
• Реконструкция, ремонт и сооружение новых полицейских участков, здания МВД.
• Увеличение зарплаты.
• Упразднение ГАИ.
• Введение системы полицейских патрулей американского типа, наделенных функциями областной полиции.
• Реформа криминальной полиции – создание служб детективов и инспекторов.
• Модернизация гражданской службы чрезвычайных ситуации (включая пожарную службу).
• Создание круглосуточного телефонного центра 022.
• Создание агентства обслуживания и внедрение принципа «Одного окна».
• Создание единой информационной базы данных правоохранительных органов.
• Учреждение Академии полиции – для подготовки новых и перманентного повышения квалификации существующих сотрудников правоохранительных органов.

Реформа уголовного законодательства
Принятие 24 июня 2004 года Закона об организованной преступности и рэкете - подрыв института «воров в законе»: наказуемость «воровского» менталитета, как такового. Итог: «воров в законе» на свободе нет.
С мая 2005 года в Уголовно-процессуальный кодекс были внесены изменения, согласно которым любая информация о факте совершения преступления является основанием для начала предварительного следствия.
– Увеличен контроль аппарата Генерального Прокурора над предварительным следствием для уменьшения фактов нарушения прав человека.
- Время для предварительного следствия уменьшено с 9 до 4 месяцев, время содержания под стражей уменьшено с 24 до 12 месяцев.
- Обвиняемый имеет право: пригласить 2-х человек в качестве свидетелей на любое расследование, организовать собственное расследование.
- Введение института процессуальных сделок.

Реформа государственного сектора:
- Сокращение числа министерств с 18 до 13. Упразднение нескольких министерств и государственных агентств, включая государственную инспекцию по регулированию цен, антимонопольную службу.
- Упразднение «независимых» департаментов и их подчинение министерствам.
- Сокращение числа государственных служб с 52 до 34.
- Сокращение на 35% персонала министерств и на 50% числа занятых в государственном секторе.
- Оптимизированы функции – искоренено дублирование.
- Увеличение зарплат госслужащих в 15 раз.
- Массовое привлечение в госаппарат молодых профессионалов.
- Переход министерств к среднесрочному планированию.
- Принятие Акта экономической свободы (вступает в силу с 31 декабря 2013 г), который определяет:
- участие граждан в установлении общегосударственных налогов: введение новых видов налогов (помимо пяти установленных – подоходный, налог на прибыль, НДС, таможенные пошлины, акцизы – за исключением налога на собственность, ставка которого определяется в соответствии с Налоговым кодексом) или увеличение верхних ставок существующих возможно только путем референдума.
Лимиты макроэкономических показателей:
• расходы консолидированного бюджета не должны превышать 30% ВВП;
• дефицит консолидированного бюджета не должен превышать 3% ВВП;
• суверенный государственный долг не должен превышать 60% ВВП.
- принцип универсальности бюджета: законодательство не может устанавливать привязку любых определенных государственных доходов к финансированию любых определенных бюджетных расходов
- принцип свободы движения капитала.

Реформа судебной системы:
- Создание Независимого Высшего Совета Юстиции (High Council of Justice).
- Четкое отделение первой судебной инстанции от второй.
- Установление четких процедур для судей.
- Либерализация правовой системы.
- Усиление защиты прав собственности.
- Введен Единый Сертификационный Экзамен для судей, адвокатов и прокуроров.
- Создана Высшая Школа Юстиции.
- Повышена эффективность судебных процессов: более короткие процессы и полная защита прав обвиняемых.
- Повышение зарплаты и пенсий судей.
- Возрос уровень независимости судов – введена практика пожизненного назначения судей, искоренен конфликт интересов – министр юстиции и Парламент уже не назначают постоянных членов Высшего Совета Юстиции.
- Защита информаторов – право на компенсацию в случае финансового и морального вреда в результате нарушения их прав по причине раскрытия информации.

Реформа системы исполнения наказания:
- Строительство современных пенитенциарных заведений.
- Приближение условий пребывания в тюрьмах к мировым стандартам.
- Лидеры организованной преступности были отделены от остальных заключенных, они больше не получают специальных и несанкционированных привилегий.
- Возросли уголовные санкции по отношению к актам насилия и бесчеловечного отношения, используются разные механизмы контроля, установлены камеры наблюдения в тюрьмах, служители закона обязаны составлять рапорты, в которых описывается физическое состояние лиц находящихся под арестом, при том подозреваемые могут использовать собственную записывающую аппаратуру во время допроса.
- Ратифицирован Факультативный Протокол Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
- Возросла прозрачность деятельности – аппарат Генерального Прокурора больше не контролирует пенитенциарную систему;
В Министерстве Внутренних Дел, в аппарате Генерального Прокурора и Департаменте Тюрем были созданы департаменты по делам человека, которые укомплектованы бывшими представителями неправительственных организаций; Специальный отдел по защите прав человека создан в аппарате Генерального Прокурора;
Специальный отдел по защите прав заключенных создан в Департаменте Тюрем; специальный представитель Государственного Защитника имеет неограниченный доступ к местам предварительного содержания под стражей.

Налоговая реформа:
- Сокращение числа налогов с 26 в 2003 г. до 6 в 2008 г.
- Снижение ставки НДС с 20 % до 18 %.
- Замена прогрессивного подоходного налога со ставкой в 12-20% плоским со ставкой в 12%.
- Ставка налога на прибыль снижена с 20% до 15%.
- Объединение подоходного и социального налогов при снижении их совокупной ставки до 20% при плоской шкале.
- Снижение акцизных сборов и налога на собственность.
- Налоговая амнистия на доходы до 2004г.
- Возможность амортизации капитальных затрат.
- Возврат НДС.
- Налоговый Совет при Минфине – разрешение налоговых споров до судебной тяжбы.
- Возможность подачи налоговых деклараций в электронном виде.

Таможенная реформа:
- Объединение налоговой инспекции и таможенной службы.
- Ликвидация таможенных обязательств с 1 сентября 2006.
- Ликвидация количественных ограничений на импорт/экспорт.
– Резко снижены таможенные тарифы:
• 0% на импорт 90% товаров.
• 12% и 5% только на некоторые виды сельхозпродукции и строительных материалов.
- упразднены нетарифные барьеры – технические нормы EU/OECD и СНГ приравниваются в Грузии к национальным техническим требованиям.
- введен специальный режим таможенного склада: единственная оплата – сбор за метраж площади склада.

Внутриэкономическая либерализация:
- Принятие «Закона о свободной и конкурентной торговле», предотвращающего передачу государством монопольных прав частной или государственной компании.
- Принятие нового Трудового кодекса:
• Отменен минимальный уровень оплаты труда;
• Работники и работодатели могут составлять контракты по своему собственному усмотрению и согласию;
• Ликвидировано монопольное положение профсоюзов;
- Принятие новых правил работы на фондовой бирже.
- Принятие «Закона о несостоятельности» – процедуры банкротства предприятий значительно упростились. Изменились обязательства основателей и партнёров компания по отношению к кредиторам.
- Реформа стандартизации и сертификации:
• не существует списка товаров, подлежащих обязательной сертификации,
• возможна оценка соответствия товара техническим регламентам,
• технические регламенты развитых стран применимы на грузинском рынке,
• либерализация применения зарубежных стандартов,
• признание зарубежной метрологической проверки.

Либерализация внешнеэкономической деятельности:
- Отмена ограничений на иностранные инвестиции в Грузию.
- Открытые и недискриминационные торговые отношения с остальным миром.
- Договоры о свободной торговле почти со всеми крупными торговыми партнерами.
- Изменение (либерализация) правил по импорту лекарственных препаратов и реализации услуг в сфере страхования и сертификации.
- Введение единых ставок акцизного сбора и НДС на импортные и местные товары.
- Отмена всех транзитных пошлин, квот и иных транзитных барьеров при автодорожной транспортировке товаров по территории Грузии.
- Либерализация железнодорожной тарифной политики.
- Политика «Открытое небо» - отмена ограничений на число пассажиров, направление и частоту полетов в грузинском воздушном пространстве.
- Принятие законодательства по свободным индустриальным и свободным туристическим зонам.
- Законодательно закреплено понятие международной финансовой компании с освобождением от налога на прибыль.
- Снятие ограничений для работы в Грузии иностранных банков с рейтингом A+ и выше.
- Равное положение иностранцев:
• Недискриминационные регуляции в отношение нерезидентов;
• Не ограничено право собственности на городскую недвижимость, землю (с лета 2010 и на с/х землю), бизнес, финансовые институты и т.д. для нерезидентов;
• Не ограничено право репатриации капитала;
• Не требуется разрешение на работу для иностранцев;
• Заключены договоры о недопущении двойного налогообложения и соглашения по защите инвестиций с несколькими десятками стран.

Визовая либерализация:
- Отмена визового режима для граждан почти 100 стран (всех стран с ВВП на д/н больше 10 тыс дол. США), в т.ч. ЕС, Турции, Израиля, Японии, Канады, США, Швейцарии.
- Существенное упрощение получения въездных виз для граждан других стран.
- Легализация двойного гражданства.

Приватизация:
Основной метод – монетарная приватизация.
Осуществление приватизации и внедрение долгосрочных арендных контрактов с правом их перепродажи на такие объекты, как:
- сельскохозяйственные, городские и промышленные земли;
- рыбные, лесные и водные ресурсы;
- морской флот;
- морские порты и аэропорты;
- угольные шахты;
- заводы тяжелой промышленности;
- недвижимое имущество, включая больницы, некоторые образовательные и спортивные учреждения и прочее.
- водоснабжение
- основные объекты энергогенерирования и дистрибуции, компании дистрибуции газа;
- наземная телефонная связь.

Реформа лицензирования и выдачи разрешений на открытие бизнеса:
- Ликвидация сложной системы получения лицензий и разрешений на ту или иную деятельность и ее замена на систему «одного окна».
- Внедрение принципа «Молчание – знак согласия».
- Сокращение перечня лицензируемой деятельности - на 85%.
- Исчерпывающий перечень лицензий и разрешений; невозможно введение новых лицензий/разрешений другими нормативными актами.
- Уменьшение количества согласующих и контролирующих органов.
- Сокращение размеров уставного капитала в 2006 г. и его полное упразднение в 2007 г.
- Сокращение сроков регистрации нового предприятия любого типа в налоговом офисе до 1 дня – моментальная регистрация (по представлении заявления).
- Возможность использования электронной подписи.
- Процедуры государственной и налоговой регистрация бизнеса объединены и упрощены.
- Число обязательных документов и необходимое время значительно уменьшилось.

Реформа электроэнергетики:
- Реабилитация инфраструктуры.
- Существенное увеличение объема сборов (с 30% до 95%).
- Совершенствование государственного технического регулирования.
– Дерегуляция новых производств.
- Упразднение регуляции оптовых тарифов.
- Снятие ограничений для частных инвестиций.
- Переход на частное предложение и частные поставки электроэнергии.
- Переход к долгосрочным контрактам.
- Переход к поставкам электроэнергии по принципу 24/7.
- Диверсификация импорта электроэнергии.
- Переход от систематических отключений электричества в 2003-м к нетто-экспорту электричества в 2008-м во все 4 соседние страны и в Восточную Европу в 2011-м.

Реформирование газового сектора:
- Отмена регулирования оптовых тарифов.
- Полное дерегулирование в случае постройки новой транспортной и распределительной сети.
- Отмена государственного субсидирования газового сектора.
- Диверсификация импорта газа.

Реформа образования:
- Ваучерное финансирование с правом выбора школ и вузов, в том числе частных. Размер ваучера для обучения в вузе зависит от результатов ЕГЭ: при наивысших баллах грант от государства на 100% покрывает расходы по обучению. Стоимость обучения в государственных вузах едина.
- Введение централизованных экзаменов (Единый Государственный Экзамен) для поступающих в вузы и выпускных аттестационных экзаменов (computer adoptive test).
- Школы и вузы наделены юридическим статусом публичного права, они являются автономными образованиями и свою финансовую деятельность проводят самостоятельно.
- Школами управляет Попечительский совет, который выбирает директора школы.
- Сертификация учителей с учетом владения английским языком и компьютерной грамотности.
- Повышение зарплат учителей в зависимости от результатов сертификации.
- Увеличение числа частных школ (8% учеников учатся в частных школах).
- Преподавание английского языка с первого класса с привлечением носителей языка (более 1000 преподавателей).
- Обеспечение всех первоклассников компьютерами (нетбуки).
- Создан специальный фонд для финансирования обучения детей, поступивших в лучшие учебные заведения за границей.

Реформа здравоохранения:
- Отказ от финансирования и субсидирования инфраструктуры (больниц). Введена система государственного финансирования пациентов, а не институтов.
- Приватизация.
- Переход на финансирование здравоохранения через страхование.
- Переход от крупных государственных больниц к частным больницам, расположенных так, чтобы до 90% населения находилось в 30 минутах езды от больницы.

Реформа сферы социальной защиты:
- Неиндексируемая и нефондированная пенсионная система (универсальный бюджет).
- Монетизация социальных льгот.
- Размер минимальной пенсии вырос с 14 лари (6,5 дол.) в 2003 году до 100 лари (60 дол.) в 2011 году.
- Создание программы выявления нуждающихся в государственной помощи с четкими критериями.
- Целевая социальная помощь:
• 420 тысяч человек являются бенефициарами целевой монетизированной социальной помощи;
• 1 млн человек получают бесплатную медицинскую страховку.

Военная реформа:
- Переход к контрактной профессиональной армии.
- Приближение к стандартам НАТО.
- Обучение грузинских военнослужащих по стандартам НАТО.
- Обкатка грузинских военнослужащих в Ираке и Афганистане.

Лариса Буракова
Книга Ларисы Бураковой «Почему у Грузии получилось» в формате PDF
Опубликовано: 31 Мая, 2015  17:24 Просмотров: 3954 Печать
Поделитесь этой статьёй с друзьями в социальных сетях

Уважаемые посетители сайта "Российская политика"!
Вы можете поддержать проект любой приемлемой для вас суммой.